При храме святого Александра Невского с 2008 года существует Епархиальный координационный центр по противодействию алкоголизму и наркомании. Но впервые в «третью пятницу ноября» здесь прошла встреча людей, страдающих различными деструктивными зависимостями (не только алкоголизмом и наркоманией, но и игроманией, табакокурением и проч.) в присутствии приглашенных журналистов. Члены группы взаимопомощи, действующей при храме, сделали открытым для посторонних свой печальный, но и полезный кому-то опыт возвращения к трезвой жизни.
Первое впечатление от увиденного в актовом зале храма: за столами, уставленными аппетитными яствами, собрались обычные люди, чтобы отметить какой-то праздник. Молодые, красивые, хорошо одетые – да вы и сами видите их на наших снимках! Одно лишь обратило на себя внимание: не было привычных для подобных встреч бутылок с алкоголем, его заменил чай.
Руководитель группы Константин Анатольевич Гуров объяснил повод для встречи: ровно восемь лет назад он сам пришел за помощью в храм, в группу, в которой тогда было всего два человека, и произошло это именно в «третью пятницу ноября». С этого времени начался численный рост группы, и сегодня в ней уже более тридцати человек.
«Наша группа призвана объединить людей со схожими проблемами, вызванными употреблением алкоголя, наркотиков, в решении тех вопросов, которые их волнуют, — объяснил Константин Анатольевич, обращаясь не только к журналистам, но и к тем, кто пришел впервые, а такие среди присутствующих тоже были. – Здесь мы имеем возможность узнать, как можно оставаться трезвыми; получить понимание и помощь, услышать чужой жизненный опыт и самому оказать поддержку другим. Узнать, как другие справляются со сложной ситуацией, услышать различные мнения и получить эмоциональную и практическую поддержку, отвлечься от назойливого влечения. В трезвой жизни огромную роль играет среда. Здоровая, безопасная атмосфера, взаимопонимание, честность, поддержка и любовь – это то, без чего невозможно преодолеть болезнь».
На встрече было показано два фильма. Один подготовлен участниками группы. В фильме они рассказывают, до какого «дна» докатились, прежде чем начался их процесс выздоровления. Их образ жизни в трезвости проиллюстрирован представленными в видеоролике фотографиями, где мы видим этих же людей – за работой, на пикнике, с семьей, в храме.
«Мы признали, что бессильны перед своей зависимостью, — говорят герои фильма. – Признали, что потеряли контроль над собой. Мы пришли к убеждению, что нам необходима помощь. Мы приняли решение изменить свою жизнь».
Второй фильм «Свет. Пыль. Тишина» был подготовлен журналистами ГТРК «Тула» несколько лет назад.
Центральным пунктом встречи стало выступление Антона, рассказавшего о своем пути к трезвости, в которой он находится уже шесть с половиной лет.
«Я пришел сюда совершенно опустошенный, — начал рассказ Антон. – У меня были периоды и жесткого употребления, и ремиссии; чередовались и наркотики, и алкоголь».
Антон сказал, что перед приходом в группу его жизнь превратилась в «день сурка», когда утром он принимал решение не повторять день вчерашний, а вечером шел и делал то же, что и вчера: заходил в магазин и покупал алкоголь: «Не заходить в магазин вечером получалось только тогда, когда я совсем не ходил на работу». А на работе уже знали: после получки его неделю не будет. Но не увольняли: Антон – кузнец, классный специалист. Продолжаться так вечно не могло, скоро уже «и жить стало не на что», а многочисленные долги превысили терпение его столь же многочисленных «кредиторов».
В группе Антон закрепился лишь «с третьей попытки». Придя впервые, он даже не поверил, что «эти люди тоже пили, настолько я от них отличался», говорит. Он увидел трезвых, хорошо одетых, очень приличных с виду людей, которые могли «свободно говорить о своих проблемах». После первого и второго «срыва» ему было неудобно снова приходить сюда – неудобно из-за того, что он «подвел людей, которые так тепло его встретили!» Но: «Я пил, и ничего поделать с собой не мог, хотя мне это уже опостылело! Своими силами я ничего не мог изменить!» — говорит Антон.
А после этого был третий раз, когда он «хорошо бухнул» и пришел в таком виде в храм – «искать Костю!» Костю не нашел, но «упал в храме на колени перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и попросил — трезвости!» И это был один из последних его нетрезвых дней…
«Если сначала я пришел сюда за трезвостью, и мои посещения группы давали мне силы не пить, то в дальнейшем я и сам стал меняться, и меняться стал мир вокруг меня», — продолжал рассказчик. – Мир, который до этого был мне неприятен, преобразился!»
Антон признался, что «помощь свыше» он и раньше получал, когда чудесным образом разрешались какие-то проблемы, но теперь он убедился, что есть «Волшебник», который помогает и участвует в его жизни. Он привел пример: человек – как стекло. Изначально – чистое, но потом запотевает, закоптится, и через эту грязь уже не может в него проникать любовь Божия. А когда это стекло постепенно очищается, все в жизни начинает меняться…
Сегодня Антон трудится на новой работе, «на серьезном оборудовании»; учится в техникуме. Как волонтер помогает в сборе гуманитарной помощи нашим воинам на СВО. Его труд кузнеца получил свое применение и в храме святого Александра Невского. Группу он посещает исправно, потому что, как говорит: «Здесь я получаю то, что меня меняет! Сама атмосфера в меня впитывается, я ею изнутри наполняюсь, и тоже пытаюсь что-то отдавать, помогать другим. Я счастлив от того, что происходит со мной в последние годы!».
Антон считает себя верующим, венчался в храме с женой. Когда выдавал замуж дочь, услышал о себе чьи-то слова, от которых стало так тепло на душе: «Он будет хорошим дедушкой»! Помоги Вам Господь, Антон! Оставайтесь с Богом!
Но далеко не все, кто пришел в этот день на встречу, могут считать себя людьми верующими, тем более – церковными. По признанию Константина Анатольевича, лишь около десяти человек являются членами приходской общины, регулярно участвуют в богослужении, исповедуются, причащаются. То есть реально получают в Таинствах Церкви столь необходимую страждущему, зависимому человеку помощь. У остальных, убежден Константин – это еще впереди. У каждого свой путь к Богу, и он должен быть осознанным…
Игорь в группу пришел полтора года назад, на занятия он приезжает из Щекино. И до этого ходил в храм, исповедовался, причащался, но каждый раз на исповеди «первым пунктом было – признание в пьянстве». Из-за чего его, инженера, сначала переведи в слесари, но потом и в этой должности он «висел на волоске» из-за регулярных запоев.
Его окончательный приход в группу совпал с его пятидесятилетием. И если первое посещение собрания оставило непонятное чувство, в день своего рождения «пришел с двумя тортами – и остался!» И уже полтора года с тех пор – в трезвости. Игорь признался: раньше, даже регулярно посещая храм, участвуя в таинствах, он не мог назвать себя верующим! И только сегодня может так сказать о себе. Более того: он хочет больше знать о Православии, о Церкви, и даже записался на катехизаторские курсы в щекинском храме.
Ирина – молодая мама. О своей истории она захотела рассказать сама. О том, как, стоя на коленях в «грязной квартире», от всей души взмолилась: «Или забери меня, или сделай что-нибудь, я больше не могу так жить!» И уже на следующий день, сказала девушка, «пошли чудеса! Я сдалась! Когда пришло внутри меня смирение – я стала идти вперед! К прежней жизни вернуться не хочу!»
Постороннему человеку непросто понять, как обычное общение, рассказы одних людей о том, как они преодолевают зависимость, как справляются со сложностями жизни, находясь в трезвости, а не ища помощи в химических веществах – как все это может привести к освобождению от зависимости? Если не к полному исцелению, потому что по международной квалификации болезней алкоголизм считается «хроническим, неизлечимым, прогрессирующим заболеванием», то хотя бы к такому состоянию, когда с этим можно жить, пребывая в трезвости, и не просто существовать, но испытывать радость, полноту жизни? Разве можно по-настоящему избавиться от зависимости – без Бога?
Ответ помог получить отец Виктор Рябовол, настоятель храма, руководитель Координационного центра.
«Главное, что происходит с людьми в группе взаимопомощи – переосмысление собственной жизни, — сказал батюшка. — А это уже – начало покаяния, начало пути к Богу. Некоторые лишь через какое-то время начинают ходить в храм, вливаются в приходскую общину. Но, действительно, без Бога выздоровление будет неокончательным, они могут в любой момент снова сорваться в пропасть. Я знаю страшные случаи, когда люди, которые хотели «спастись» без Бога, заканчивали жизнь самоубийством».
Человеку, переполнившемуся болью, страданием, а именно это тот «отправной пункт», откуда начинается поиск помощи извне, очень важно попасть в «безопасную среду», где его не будут поучать, не будут смотреть свысока, а предложат поддержку и помощь. Где он – «равный среди равных», где его окружают такие же в прошлом «страдальцы», обретшие трезвость и радость, где с ним делятся добротой и любовью, – это все принципы группы взаимопомощи. Но не будем забывать, что встречи эти происходят в ограде православного храма, под его покровом, и не ложны слова Христа о том, что где двое или трое собраны во Имя Его, там и Он среди них… Возможно, та благодать исцеления, которую получают участники группы, дается им авансом? Бог ждет каждого. Ведь, в конечном счете, смысл и цель жизни каждого человека – в спасении, которое дарует только Господь, и все наши земные труды и беды, весь наш земной путь – это путь к Нему, хотя мы не сразу и не всегда это понимаем…
Как говорят специалисты, алкогольная и наркотическая зависимость – болезнь био-психо-социо-духовная. И только выздоравливая духовно, человек исцеляется и физически, и психически, и социально. А «локомотивом» выздоровления является именно духовный образ жизни – смирение, взаимопомощь, бескорыстие, нестяжательность. Но все эти добродетели – по-настоящему, а не фарисейски! — можно обрести только с Божьей помощью…
Группа взаимопомощи – не единственное звено в той цепи избавления от зависимости, которую предлагает храм святого Александра Невского. Есть еще и очень действенные субботние молебны с чтением Акафиста перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», на которые приходит много женщин – мамы, жены, сестры страждущих. Всегда открыты для общения отец Виктор и другие батюшки, к которым можно обратиться и за советом, и за молитвенной помощью. Дипломированный психолог Елена Борисовна Поломошнова, помощник настоятеля храма по социальной работе, предлагает такой способ психологической реабилитации, как арттерапия. Да и координатор группы, Константин Анатольевич Гуров, не ограничивается групповыми занятиями, проводит индивидуальные консультации. При необходимости человеку помогают пройти и медицинскую реабилитацию; в тот день, о котором наш рассказ, среди пришедших было несколько человек, которые приехали после шестимесячной реабилитации в Новомосковске. Путей обретения трезвости много, но, уверены, все они должны быть или с Богом, или вести к Нему…
Татьяна Огнева
Просмотры (91)