Бог Господь, и явися нам

Проповедь иерея Константина Ситникова в праздник Крещения Господня, 19 января 2024 года

Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

В сей великий день мы, дорогие братья и сестры, прославляем Пришествие в мир Христа Спасителя. Ещё совсем недавно мы вспоминали событие Рождества Христова. Мы прославляли Христа Спасителя, воплотившегося нас ради и нашего ради спасения. Своим вочеловечиванием, соединением в Самом Себе неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно божественной и человеческой природы, Господь тем самым показывает нам, что Он не гнушается человеческой природой, что для Него человек особо ценен. И если Своим вочеловечиванием Господь освящает и преображает наше человеческое естество, то Своим приходом на реку Иордан и Крещением в его водах Господь освящает всё мироздание в целом, весь материальный мир.

Освящая материальный мир, Бог избирает стихию воды, как некий образ, вобравший в себя всю полноту мироздания во всём его многообразии. Вода — это не просто природная стихия, но и символ. Символ жизни. Символ очищения. А в Ветхом Завете это еще и символ смерти. Именно водой потопа Господь истребил человеческий грех, человеческое беззаконие. В Новом же Завете Господь делает стихию воды символом жизни. Действительно, без воды человек, да и любое живое существо, жить не может. Там, где есть вода, обязательно есть жизнь.

Человек, лишив самого себя Источника жизни – Бога, через удаление от Него, стал разрушителем и самого себя, и всего мироздания в целом. И вот, чтобы преодолеть это разрушение и гибель, в мир приходит воплотившийся Бог, чтобы исцелить и человека, и мироздание. Что значит — исцелить? Это значит, что Бог вновь делает человека и мироздание целостным, соединяет в единое целое разбитое грехом наше человеческое естество и повреждённое через человеческий грех мироздание.

Из Евангелия мы знаем, что Господь Иисус Христос приходит на воды Иордана, когда там проповедовал великий пророк Иоанн Креститель. Его проповедь состояла в том, что он призывал людей к покаянию, ибо приблизилось Царство Небесное. Покаяние означает изменение себя, очищение своей души от грязи грехов и страстей. И внешним выражением этого очищения было погружение Иоанном Крестителем людей в воды реки Иордан. Многие из пришедших людей прямо вопрошали Иоанна: «Ты ли Мессия?» Иоанн говорил, что не он, но грядёт Тот, Кому он не достоин будет развязать ремень на обуви Его. И вот, когда Господь Иисус Христос приходит на Иордан, Иоанн, увидев Его, говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».

Христос, войдя в Иордан, слышит слова Иоанна: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» На что Господь отвечает Ему: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Господь, не имея греха, не имел нужды в этом крещении покаяния, но всё же Он, желая «не нарушить закон, но исполнить», тем самым показывает, что Он и есть та Правда и Истина, которая приходит в мир для исцеления человека и мира. Свидетельством этой миссии является схождение на Христа Святого Духа, «в виде голубине», и глас Отца: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таким образом, миру является Сам Бог как Святая Троица. Поэтому праздник Крещения Господня имеет ещё второе название — Богоявление.

Итак, Господь, явившись в мир, приходит, чтобы не только исцелить человека и мир, но и сделать нас гражданами Своего Царства. И чтобы мы стали этими гражданами, нам, по слову Самого Христа, надлежит для этого Царства «родиться свыше». Рождение свыше для Царства Божия совершается в Таинстве Крещения. И если Крещение Господне есть освящение и исцеление человека и мира, шаг Бога навстречу человеку, то Таинство Крещения любого человека есть первый шаг уже самого человека навстречу Богу, содействие Ему в деле нашего спасения.

Ибо Бог спасает нас не без нас, т.е. не без нашего участия. Если мы вспомним Ветхий Завет, то в книге Исход говорится о том, что избранный Богом народ очень долгое время находился в рабстве в Египте. И вот Господь пожелал освободить Свой народ из рабства и дать ему землю обетованную. Из среды Своего избранного народа Бог воздвигает Моисея и делает его предводителем этого народа. Избавляя Свой народ от желания фараона истребить его, Господь частично осушает небольшой участок моря, чтобы беглецы могли спастись от преследования. Оказавшись на противоположном берегу, спасённые воспели благодарственную песнь Богу. Это ветхозаветное событие прообразовало будущее новозаветное событие спасения человека от рабства греху новым Моисеем — Христом. Прохождение через море народа есть прообраз будущего Таинства Крещения, а земля обетованная — прообраз Царства Божия. Мы же все с вами — народ Божий, призванный войти в эту обетованную землю — Царство Божие. Освобождение от рабства греху Бог совершает не без нашего деятельного участия. Мы, сделав шаг в сторону Христа и Его Царства в Таинстве Крещения, подчас, к сожалению, не всегда идём вперёд. Часто мы или топчемся на месте, или падаем. В этом отношении мы уподобляемся ветхозаветному народу, который с помощью Божией хоть и избавился от египетского рабства, но долго не мог войти в землю обетованную. И причиной тому была не до конца изжитая рабская психология спасённого народа, выразившаяся в постоянном недовольстве и ропоте на Бога.

И если мы тоже будем рабствовать своим грехам и страстям, не избавимся от любви и привязанности к ним, то и нам предстоит долгий и непростой путь. Но всё же нам всем Господь желает войти в Его Царство. Нам предстоит лишь приложить все усилия. Несмотря на случающиеся преткновения и падения, мы должны вставать и идти дальше. Как говорится: «дорогу осилит идущий». Всем нам, дорогие братья и сестры, Господь дарует Свою благодать, не только посредством таинств, ощущаемую прежде всего нашей душой, но и посредством освящения вполне осязаемой нами материи. Причащаясь за Божественной Литургией осязаемыми Хлебом и Вином, мы причащаемся Истинным Телом и Истинной Кровью Христа. Мы и телесно и душевно-духовно соприкасаемся с Богом. Но чтобы причастие Тела и Крови Христова было благодатно и спасительно для нас, мы должны постараться очистить свою душу и сердце от грехов и страстей, внутренне настроить себя на принятие таинства.

То же самое касается и тех священнодействий, который как бы таинствами не являются, но всё же и через них благодать Божия воздействует на человека. Одним из таких священнодействий является Великое освящение воды, которое совершается 18 и 19 января. Великая Агиасма, т.е. вода, освящаемая в эти дни, является великой святыней. И через неё Господь подаёт нам Свою благодать. Она, конечно же, не заменяет собой Таинство Евхаристии, как некоторые ошибочно считают, но всё же и она является великой святыней. Но эта святыня сама по себе не обладает некой «магической» силой, но благодатно воздействует на человека только тогда, когда человек с благоговением и действенным очищением своей души и своего сердца от грехов и страстей, освободив себя от гнева, раздражения, ненависти и других грехов, принимает эту святыню. Господь говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Видение Бога начинается с очищения своего сердца, очищения от всех грехов и страстей. Когда мы эту толщу греховного мусора очищаем, мы даем место для святыни, для того, чтобы Бог вошёл в нас, в нашу жизнь, чтобы Он стал центром и краеугольным камнем нашей жизни и наших устремлений. Постараемся, дорогие братья и сестры, приложить все усилия, чтобы наши сердца и наши души были открыты для пришествия в нашу жизнь Бога, чтобы мы с радостью встретили Его словами: «Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне». Аминь!

Просмотры (68)

Комментирование запрещено