Боль, но с надеждой. Вот основа смирения. Проповедь протоиерея Виктора Рябовола, настоятеля храма святого Александра Невского в Туле.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня наша Тульская земля празднует память святого блаженного Иоанна, Тульского чудотворца. Не стоит город без праведника. В старые трудные времена знали, если в городе нет праведника, то этот край переживает очень большие испытания. Вот такой праведник в Туле есть, и мощи его почивают в Успенском соборе. Помню день обретение его мощей, это как раз девяностый год, и есть свидетели этих событий, в том числе и я. 3 августа 1990 года у могилы святого собрались священнослужители Всехсвятского кафедрального собора во главе с митрополитом Тульским и Белевским. При чтении Псалтири и благоговейном пении духовенства были обретены святые мощи. До января 2007 года мощи находились во Всехсвятском соборе. После возвращения верующим Успенского собора Успенского женского монастыря рака с мощами была установлена в первом этаже храма, слева от алтаря.
Это, конечно, было важное событие. Знали о блаженном Иоанне, Тульском чудотворце, в нашем городе задолго до обретения мощей. На его могилку приходили люди, молились. Исцелялись, даже от рака. Я был свидетелем такого чуда, общался с этими людьми. Были и наказания от него, об этом тоже знали, и священники рассказывали.
Всем было понятно, что блаженный Иоанн живой, что он ходатай у Бога за нас с вами. Крещен в честь святого апостола Иоанна Богослова. Человек, который будучи богатым, отказался от богатства. Он был из купеческого рода, причем очень богатого рода. Родители хотели, чтобы он продолжил их дело. От природы Иоанн был талантливым и трудолюбивым. Получил хорошее домашнее образование. Был очень грамотным, знающим многие науки, да и языки знающий. Но ему просто было чуждо жить мирской жизнью, иметь земные обывательские цели, достигать их. Иоанн очень рано понял суетность и временность этой жизни и всей душой стремился к Богу.
Про него так рассказывали: «Даровитый от природы, знавший грамотность и много читавший, с представительной наружностью, окруженный целым штатом прислуги».
Иоанн Тульский, тогда еще просто Иван Котельников помогал отцу, торговавшему лесом, часто приезжал в Серпухов, где закупал лес, который сплавляли по реке Оке. В эти годы недалеко от серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря подвизалась блаженная Евфросиния (позже Колюпановская).
В свое время он узнал, что есть такая праведница, Евфросиния матушка. И пошел к ней. Никто не знает, как это случилось, но она благословила его на юродство. После кончины отца семнадцатилетний юноша по благословению блаженной Евфросинии принял подвиг юродства, покинул родной дом и вел скитальческий образ жизни. Отказался от всего, что мы имеем в этом мире. От сребролюбия, от всех удовольствий. Это не каждому под силу. И как очевидцы потом рассказывают: Иоанн Котельников вдруг понял, что для него началось Царство Небесное здесь на земле. Это как? «Я почувствовал, что со мной Господь, и ничего не жалко. Всех люблю, всех готов обнять». Туляки полюбили его, с доверием принимали в домах, почитали как старца. Посещая горожан, Иоанн Тульский наедине обличал их тайные грехи, утешал и ободрял в скорбях,
Порой были издевательства. Необычный человек, который скитается и говорит о жизни Христа…Это был повод для оскорблений, насмешек. Юродивые — это люди, принявшие смирение как образ жизни, и в этом был смысл их жизни.
О чудесах, связанных с Иоанном Тульским рассказывают много. Однажды ночью он встретил на улице мастерового и сказал ему: «что два юноши в белых одеждах несут душу на небо», в рай, это душа невинно осужденного, и показал на тульский острог.
Было и так: пришел Иван Котельников на рынок, и бочку с квасом перевернул. Торговец готовился продавать квас, он бы заработал большие деньги. А тут квас вылил какой-то прохожий. Ну и получил взбучку. А когда весь квас вылился, все увидели на дне крысу… Всем все стало понятно. Что было бы со здоровьем тех людей, которые пили бы этот квас? Ничего хорошего. Иоанн Тульский получил большую взбучку, но только радовался, что избавил людей от такой нездоровой напасти.
Очевидцы пишут, что Иоанн Тульский больше бывал в окрестностях Николо-часовенского храма, на перекрестке улиц Суворовской (сейчас Красноармейская) и Посольской (сейчас Советская). Но блаженный Иоанн и в наших краях бывал, здесь же тоже жили бедные люди. Из них были такие, что пили нещадно, жили трудно, многого не хватало. Иоанн Тульский приходит к пьющему, подает ему воды и просит выпить. Человек отказывается, его манит стакан со спиртным, зачем, вроде, ему воды. А Иоанн все просит: выпей да выпей воды! Ну, уступит его просьбам, выпьет. А потом чувствует до того времени пьющий человек, что его уже и к спиртному не тянет, пить перестал…
Много было подобных случаев.
Иоанн посещал дома, в которых глава семейства был с недугом пьянства, приносил хозяйкам деньги и вещи. Случалось, получив серебряные монеты, Иоанн разбрасывал их по улице, размахивал руками и бормотал невнятное. Если дети кричали: «Иван Степанович пьян!» — он отвечал: «Все мы пьяны грехами».
Потом отправлялся в дом пьющего хозяина, где в нищете жила семья. Однажды в одном из таких домов Иоанн застал женщину с детьми заплаканную, после ссоры с мужем-пьяницей. Подвижник попросил принести ему вина, которое сразу же вылил на пол. После ухода Иоанна хозяин перестал пить.
В Туле всегда была сильна молитва к святому блаженному Иоанну, Тульскому чудотворцу. Туляками движет потребность попросить у святого блаженного помощи при решении проблем и когда молимся о близких. Наши тульские святые ближе к нам. Они и помогают, они и утешают.
Мы часто задаем вопрос при трудностях: за что и почему? Почему дети наши сильно болеют?
Многое нам помогает понять святое Евангелие, притчи и примеры чудесных исцелений. В сегодняшнем Евангелии говорится, что когда Господь наш Иисус Христос был в доме Своего новопризванного апостола Матфея и беседовал с учениками Иоанна Крестителя, то пришел некий начальник, именем Иаир, один из начальников капернаумской синагоги, то есть главный старейшина прихода, он пользовался особенным уважением у иудеев. У него было свое великое горе: его дочь лет двенадцати находилась при смерти. Несчастный отец, зная по опыту Божественное могущество Иисуса Христа, в крайнем волнении спешит к Нему в дом Матфея и кланяется Ему. Не обращает внимания на окружающую толпу. С великим смирением бросился к ногам Его и стал умолять Его придти, возложить на нее руку Свою. Иаир верит, что «Твоей благодатной силой она будет жива».
Когда начинаешь сердцем проникать в это событие, то понимаешь главное: по слову старцев для того, чтобы молиться Богу, смиряй свою гордыню. А иногда для того, чтобы смирить свою гордыню, Господь дает страшные события. Их надо просто принять. Вчитайтесь в строки Евангелия: Иаир – начальник синагоги, очень уважаемый. И вдруг он обращается к Иисусу Христу, на которого со стороны иудеев были уже гонения. Но он, Иаир, в ноги пал Господу нашему Иисусу Христу: дочка моя умирает, приди и исцели. Иными словами, гордыня Иаира была полностью подавлена, Иаир смирился.
Оказывается, смирение, которое нам дает Господь, это необходимое условие для того, чтобы обратиться ко Господу и ожидать Его ответа. Это наше смирение многого стоит. Когда мы не считаем, что мы достойны, когда мы только надеемся и молимся: Господи, да будет воля Твоя, — тогда возможет ответ Господа.
Но смирение это не равнодушие. Делай, мол, Господи, как хочешь, мне все равно. Нет, это не равнодушие. Обратиться к Богу нас приводит боль, но с надеждой. Смирение наше: это боль, но с надеждой. Тогда Господь приходит и помогает: исцеляет и воскрешает и многое другое.
Все, что нам дает Господь, это для того, чтобы мы свою гордыню смирили, чтобы мы не судили никого, чтобы мы понимали, что мы все такие же, как и все другие люди – слабые, способные на всякий грех. Господь посылает нам трудности, чтобы мы себя увидели – порой это тяжелые испытания, которые проходят наши дети.
Сегодняшнее Евангелие помогает о многом задуматься. Это смирение сразу сердце делает мирным. Понимаешь, что ты последний грешник, но Божий. Спаси вас всех Господь и Матерь Божия.
Просмотры (36)